Porsche Carrera GT всегда был известен своим кричащим воплем выхлопной ноты, ничем не отличающимся от старого автомобиля F1. Оказывается, для этого есть очень хорошая (если сложная) причина. Позвольте мне начать с того, что Porsche имеет долгую и часто упускаемую из виду историю производителя двигателей F1. В 80-х годах компания выиграла два чемпионата конструктора и три чемпионата с обученными пилотами, с более чем двумя десятками побед.
История
Porsche разработал и изготовил «турбореактивные» двигатели V6, которые подняли McLaren высот с 1984 по 1987, но вы не слышали об этом. Причина в том, что весь проект двигателей был профинансирован люксембургской компанией под названием TAG (Techniques d’Avant Garde), и они имели право на присвоение имен двигателям. В некоторых сообщениях прессы упоминается Porsche, чье имя было напечатано на пленуме, но большой успех немецкой компании до сих пор не получил признания, которого она заслуживает. Программа Porsche Grand Prix простирается еще дальше, в 1950-х и 60-х годах. Они начали участвовать в гонках на двухместных автомобилях в Формуле 2, затем построили отдельный одноместный автомобиль F2, а затем в 1961 году завершили проектирование полноценного автомобиля F1, 804. У него была рядная восьмёрка с воздушным охлаждением и среднемоторной установкой. Ему удалось одержать победу с американцем Дэном Герни за рулем в Гран-при Франции 1962 года в Руане.
В любом случае, после бурного успеха Porsche с McLaren в 80-х, в 90-х они попробовали атмосферный двигатель. Силовой агрегат имел избыточный вес и недостаточную мощность, возможно, из-за путаницы между Porsche и их клиентами F1, крайне порочной командой Footwork. 3,5-литровый V12 Porsche на самом деле был настолько большим, что Footwork пришлось переделывать свой автомобиль, чтобы подогнать его под себя. Footwork 1991 года с его Porsche V12 был настолько плох, что Footwork фактически бросил Porsche и переключился на двигатели Ford в середине сезона. Сказать, что программа не прошла отлично, было бы преуменьшением.
Посреди всего этого Porsche разрабатывал новый двигатель для сезона 1992 года, 3,5-литровый V10. Отмена сделки с Footwork в основном вытащила почву из-под нового двигателя, и Porsche пришлось выяснить, что с ним делать. Последняя победа GT1 была в 98-м, но было ясно, что полноценные прототипы с открытым верхом — путь вперед для 24LM, поэтому Porsche приступила к разработке автомобиля LMP1. Они назвали его 9R3 и проделали немалую работу с двигателем F1, чтобы сделать его жизнеспособным в Ле-Мане. Они увеличили объем до 5,0 и 5,5 литров, добавили воздушные ограничители, которые соответствовали правилам гонок на выносливость и удалили новейшую систему пневматических клапанов двигателя F1.
Carrera GT обязана Cayenne?
Porsche, как компания, боролась в финансовом отношении, и их главный коммерческий директор усилил неоперившуюся программу LMP1 и вложил свои средства в внедорожник Cayenne, что стало последним ударом по удержанию вещей на плаву. Это может быть больше чем совпадение, что Cayenne делит свою платформу с VW Touareg и что друзья VW в Audi начали доминировать в Ле-Мане, как только программа Porsche была сокращена. Была ли заключена гнусная сделка между Wendelin Wiedeking из Porsche и Ferdinand Piëch из VW? Это вопрос к теоретикам заговора. К большому отвращению пуристов Porsche, Cayenne имел огромный успех. Внезапно у Porsche появилось достаточно денег, чтобы осветить дорогой проект тщеславия, поэтому они одобрили дизайн нового подтверждающего бренд суперкара. Я думаю, вы сможете понять к чему это приведет.
Появляние
Porsche схватил старый V10 с полки, который пылится после не одной, а двух неудачных гоночных программ. Они снова увеличили объем, доведя его до 5,7 литров. Он сделал 605 лошадиных сил и 435 Нм крутящего момента.
Подобно гоночному двигателю, двигатель Porsche Carrera Gt 2005 года был закреплен болтами прямо на карбоновом шасси как неотъемлемый элемент. Цилиндры покрыты Nikasil — специальным раствором никеля и кремния, который Porsche использовал в 917, 1970 года выпуска.
Я также могу сказать вам, что двигатель использовал полностью закрытую головку для прочности титановых шатунов и регулируемых кулачков. В своем пресс-релизе Porsche также заявила, что «привод распределительных валов представляет собой комбинированную систему звездочка / цепь с жесткими чашечными толкателями, которая гарантирует жесткий и прочный привод клапана», хотя я понятия не имею, что это значит.
Когда Carrera GT поступил в продажу в 2005 году (через четыре года после его появления в качестве концепт-кара), его показатели были низкими по сравнению с конкурентами суперкаров в Ferrari или McLaren-Mercedes, но работа двигателя отличалась от других на дороге.
Был звук. Дорогой господин звук. Сложно найти хорошее видео о том, как автомобиль звучит, выполняя до 8400 оборотов до красной черты. Обороты поднимались и падали, как в гоночном двигателе, и эта вещь вопила, как машина Формулы 1, для которой она и была задумана. В сочетании с хитрым карбоновым сцеплением, Carrera GT была настолько чувствительна к газу, что приобрела репутацию «глушителя».
Недостатком Porsche 911 Carrera GT является то, что вы остановите машину с места. Все, кто сидел на водительском месте, так и сделали. Что ж, вы либо задержите его, либо ваша немая от силы нажатия правая нога даст слишком много оборотов, яростно раскрутит задние колеса, а через секунду отключится от противобуксовочной системы. Вскоре люди поняли, что вы должны отпустить сцепление, полностью опустив ногу с педали газа, чтобы заставить машину уйти. Porsche в конце концов выяснил, какое-то решение, и более поздние автомобили не были такими агрессивными.
Но такие маленькие хитрости — то, что вы получаете, когда у вас есть дорожный автомобиль с двигателем не от одного, а от двух гоночных автомобилей.
От Ле-Мана до уличного суперкара
Создание гоночного автомобиля Le Mans 2000 года началось в 1998 году. Новый 5,5-литровый двигатель был разработан в соответствии с правилами LM P1, который позволял максимальную мощность 5,5 л для атмосферного бензинового двигателя. Поскольку Porsche AG возглавлял финансист Уэнделин Видекинг, который не был энтузиастом гонок, программа в Ле-Мане была остановлена, и основное внимание было уделено созданию 2,2-тонного семейного автомобиля. К счастью, Wiedeking увидел бизнес-возможности в полу-инженерном гоночном автомобиле в Ле-Мане и превратил его в проект суперкара Porsche Carrera Gt 2003 г., предназначенного для улиц. Создание Porsche 980, концепт-кара Carrera GT, началось в 1999 году.
По финансовым причинам купе и родстер не были подготовлены отдельно, но предлагались как один автомобиль со съемным верхом. Это означало, что из-за требований безопасности для открытого автомобиля будет достигнут больший вес. Концепт-кар был представлен в сентябре 2000 года. В январе 2002 года Porsche подтвердила производство Carrera GT, а в марте 2003 года была показана серийная версия. Первоначально установленный вес 1250 кг не мог быть достигнут для безопасного автомобиля с открытым верхом, хотя в основном использовался углепластик. Другими, часто используемыми материалами был алюминий, магний, высококачественная сталь Н400 и титан. Машина вышла на 10% тяжелее, чем ожидалось.
Концепция дизайна подвижного шасси
В отличие от концепций обычных автомобилей, Carrera GT построен на подвижном шасси — дизайн, который часто используется в гонках. Подвижное шасси состоит из конструктивных элементов (шасси и рамы двигателя), механических узлов (трансмиссия, подвеска, система охлаждения) и электрических компонентов. Он полностью работоспособен даже без панелей кузова, которые имеют только аэродинамические и эстетические функции и не имеют значения для структурной целостности подвижного шасси. Porsche Carrera GT в России является первым автомобилем, будь то на дороге или в гонках, который применяет совершенно новую концепцию дизайна и конструкции, как монокок, так и весь каркас, несущий все автомобильные модули и компоненты, изготовленные из углепластика. Для еще большей прочности и безопасности передние стойки дополнительно усилены высокопрочными стальными трубами.
За исключением нескольких малогабаритных деталей и передних и задних бамперов из полиуретана, все наружные компоненты, включая двери, крышку, капот и кожухи крыши, изготовлены из волокнистого композитного материала. Внешние панели сделаны из нескольких слоев углеродного волокна с общей толщиной — 1,2 мм. Топливный бак Porsche Carrera GT 2004 года расположен в самом безопасном месте, в центре автомобиля между сиденьями и двигателем. Благодаря расположению в центре тяжести, уровень топлива не влияет на распределение нагрузки на колесо. Резервуар изготовлен из сваренного плазмотроном алюминиевого листа глубокой вытяжки и защищен конструкционными панелями из углепластика. Система подачи топлива полностью работоспособна при боковых ускорениях до 1,7 G.
Двигатель
Двигатель Carrera GT является прямым потомком гоночного 10-цилиндрового двигателя, разработанного для автомобиля Porsche Le Mans в 2000 году (хотя Porsche больше не входил в Le Mans после победы 1998 года). Так как серийный Carrera GT вышел намного тяжелее, чем концепт-кар, потребовалось больше мощности, чтобы сохранить первоначальное соотношение мощности и веса, и поэтому диаметр цилиндров был увеличен на 2 мм до 98 мм, чтобы получить объем 5733 см³.
Блок двигателя был увеличен на 7 мм, чтобы освободить место для установки дополнительного поршневого кольца. Двигатель оснащен сложной системой смазки, встроенной в картер двигателя, которая оснащена 10 масляными насосами, т.е. 1 насосом давления и 9 насосами для вакуумирования, что позволяет откачивать масло из отдельных камер, а также головок цилиндров и корпуса цепи ГРМ.
Керамическая муфта
Porsche Carrera Gt 2005 года также является первым автомобилем в мире, оснащенным керамическим сцеплением. Это называется PCCC или Porsche Ceramic Composite Clutch. Диаметр сцепления с двумя пластинами составляет всего 169 мм / 6,65 «, и он допускает максимальный крутящий момент 1000 Нм. Вес сцепления составляет всего 3,5 кг, что составляет 1/3 массы муфты 996 Turbo. При малом диаметре сцепления, масса момента инерции составляет всего 1/10.
Коробка передач
Чрезвычайно жесткие требования в отношении общей концепции автомобиля исключали установку стандартной коробки передач. Чтобы справиться с конкретными граничными условиями, с точки зрения входного крутящего момента, колесной базы, аэродинамики и уровня центра тяжести, для Carrera GT была разработана совершенно новая трансмиссия. Для подавления масляной пены было решено использовать поперечную трансмиссию со встроенным масляным баком двигателя и циклонным фильтром. С этой концепцией, масса сосредоточена в центре тяжести, обеспечивая пространство, достаточное для установки аэродинамического диффузора по всей ширине автомобиля. Из-за необходимости использовать как можно более компактную муфту, Carrera GT 2005 не поставляется с двухмассовым маховиком, но, тем не менее, функция такого маховика обеспечивается специальной конструкцией входных валов: первый основной вал полый, с длинным и тонким валом, идущим внутри как пружинный стержень. Вместе свесом углового привода, два вала, выступающие в качестве торсионной пружины, служат для поглощения возможных толчков, исходящих из двигателя, снижая при этом шум трансмиссии.
Дизайн
За дизайном салона Porsche Carrera GT в то время руководил Харм Лагай, руководитель отдела дизайна Porsche AG. Lagaay работал на Porsche с 1971 по 1977 год, проектируя 924 среди других, и вернулся в Porsche в 1989 году в качестве руководителя отдела «Style Porsche» в Вайссахе. Он наблюдал за созданием 968, 911 993, Boxster 986, 911 996, Cayenne 955 и, наконец, Carrera GT. Он ушел из Porsche в 2004 году.